“46lll.ru" - портал о МИФНС № 46 по г. Москве (С) 2004-2025
Все материалы, представленные на сайте, являются защищенной интеллектуальной собственностью и защищены законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Полное или частичное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта строго запрещено.
ФИРМЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ И ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ |
Организация, которая выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в ее учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации. Согласно ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род его деятельности. Юридическое лицо, например ООО, должно иметь полное наименование, а также оно имеет право иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке или на языках народов Российской Федерации и /или иностранных языках. При выборе фирменного наименования, необходимо помнить, что согласно ст. 1473 ГК РФ в наименовании не могут быть включены: - полные или сокращенные официальные наименования РФ, иностранных государств и слова, производные от таких наименований; - полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; - полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; - полные или сокращенные наименования общественных объединений; - обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. Включить в свое фирменное наименование АО официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, можно только по разрешению Правительства Российской Федерации, и в случае, если более 75% акций АО принадлежит Российской Федерации. Данное разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано, если отпадут обстоятельства, в силу которых оно было выдано. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, например путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака: - на товарах, на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ; - на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; - при выполнении работ, оказании услуг; - в предложениях о продаже товаров, об оказании услуг , о выполнении работ, в объявлениях, на вывесках и в рекламе; - в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации. Без разрешения правообладателя, никто не вправе использовать сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. На территории РФ действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в ЕГРЮЛ. Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования. Юридическому лицу нельзя использовать фирменное наименование, тождественное фирменному наименованию другой организации лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго включено в ЕГРЮЛ. Товарный знак - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических лиц или ИП. Согласно ст. 1477 Гражданского кодекса РФ, исключительное право на товарный знак удостоверяется соответствующим свидетельством. Обладателями исключительного права на товарный знак могут быть как юридические лица, так и ИП. Товарный знак регистрируют в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности - Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатент), после чего он вносится в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания и выдается соответствующее свидетельство. Заявка на товарный знак подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявителем - юридическим лицом или ИП. Заявка должна содержать следующие сведения: - заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения; - заявляемое обозначение; - перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков; - описание заявляемого обозначения. Кроме этого , к заявке должны быть приложены следующие документы: - документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере; - устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак. Документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке, в случае если документы подаются на иностранном языке, необходимо приложить к пакету документов перевод. Согласно п. 2 ст. 1481 Гражданского кодекса РФ, действие товарного знака распространяется только на те товары, которые прямо указаны в свидетельстве. Классификация состоит из: - перечня классов, сопровождаемого в случае необходимости пояснениями; - алфавитного перечня товаров и услуг с указанием класса, к которому отнесен каждый товар или услуга. Перечень включает 42 класса товаров и услуг (34 - по товарам, 8 - по услугам). Товарный знак регистрируется по одному или нескольким классам или группе товаров или услуг одного или нескольких классов. Согласно ст. 1482 ГК РФ; ст. 5 Закона, различают следующие товарные знаки по форме выражения : - словесные; - объемные; - изобразительные; - другие обозначения: звуковые, обонятельные, световые и т.п.; - комбинированные. Зарегистрирован товарный знак может быть в любом цвете или цветовом сочетании. В соответствии с Приказом Роспатента от 5 марта 2003 года N 32 "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" к словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. Живые существа, предметы, природные и иные объекты, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости - это изобразительные обозначения. Трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур - это комбинированные обозначения К другим обозначениям относятся, например, звуковые, световые и иные обозначения. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Согласно ст. 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: 1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; 2) являющихся общепринятыми символами и терминами; 3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта; 4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров. Данные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой: 1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; 2) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций, флаги, гербы, другие символы и знаки; 3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия. Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы: 1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя; 2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения: - с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию ,согласно ст. 1492 ГК РФ, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной; - с товарными знаками других лиц, охраняемыми в России, в том числе в соответствии с международным договором РФ, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет; - с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в РФ товарными знаками, в отношении однородных товаров. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные: 1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (ст. 1492 ГК РФ) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака; 2) согласно ст. 19 ГК РФ, имени, согласно п. 1 ст. 1265 ГК РФ псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника; 3) промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является охраняемым товарным знаком. В соответствии со ст. 1491 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Данный срок может быть продлен еще на 10 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Неограниченное число раз возможно продление срока действия исключительного права на товарный знак. Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак. За незаконное использование товарного знака предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. В ст. 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель имеет право требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. Если введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. Лицо, которое нарушило исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок. Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 1) в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака. Ст. 14.10 Кодекса РФ об АП РФ также предусматривает ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. - подобные действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; - на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; - на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара. Согласно ст. 180 Уголовного кодекса ,незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается: - штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет. |